Скобелевка МЕССИЯ 25 декабря 2023 (понедельник) 18:00 Оратория Георга Фридриха..

МЕССИЯ
25 декабря 2023 (понедельник) 18:00

Оратория Георга Фридриха Генделя «Мессия» прозвучит на сцене Пермской оперы. Как произведение из условного пантеона академической музыки, оратория со временем обросла рядом стереотипов и мифов. Мы решили уравновесить их фактами, всмотревшись пристальнее в историю партитуры.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ НА 2,5 ЧАСА — РЕЗУЛЬТАТ ДОЛГОЙ РАБОТЫ
В действительности свое масштабное и сложное сочинение Гендель написал удивительно быстро. Как подсчитал журналист Майлс Хоффман, в «Мессии» примерно 250 тысяч нот. Учитывая, что композитор работал над партитурой чуть больше трех недель по 10 часов в день, получается, что они писал в среднем по 15 знаков в минуту. При этом, как отмечает музыковед Ричард Лакетт, в манускрипте оказалось поразительно мало ошибок.

«МЕССИЯ» — РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ОРАТОРИЯ
На самом деле она была представлена на Пасху, 13 апреля 1742 года. Выбор праздника не случаен: лишь первая треть текста посвящена рождению Спасителя, остальные две части — истории его смерти и воскресения. Однако к XIX веку оратория начала регулярно звучать в декабре, особенно на концертах в Америке. Как заметил на этот счет Лоуренс Каммингс, дирижер Лондонского Гендель-оркестра, такое смещение событийного контекста могло быть связано с перекосами в репертуаре: «Существует так много прекрасной пасхальной музыки и так мало великой духовной музыки, написанной к Рождеству».
ЭТО БЕЗУСЛОВНЫЙ ТРИУМФ ГЕНДЕЛЯ
Современники композитора так не считали. Если первое исполнение оратории в Дублине вызвало фурор, то год спустя в Лондоне — ключевом городе в карьере Генделя — его новое творение встретили прохладно. Вероятно, здесь не обошлось без политики: вращаясь в придворных кругах, автор «Юлия Цезаря» и «Музыки для королевского фейерверка» то и дело оказывался в турбулентности аристократических интриг, захватывавших, помимо дворца и парламента, театры и церковные кафедры. На серии лондонских премьер Генделя не спас даже блестящий каст из звездной контральто Сюзанны Марии Сиббер, опытного тенора Джона Бирда, баса Томаса Райнгольда, а также сопрано Кристины Марии Авольо, Китти Клайв и Мисс Эдвардс.
ЭТА МУЗЫКА ГЛУБОКО РЕЛИГИОЗНА
Ослепительная торжественность «Мессии» тоже не убедила критиков. Либреттист Чарльз Дженненс (на деле не только талантливый, но и глубоко верующий поэт) взял за основу достаточно разнородные библейские тексты: Апокалипсис, Первое послание апостола Павла к Коринфянам, а также Псалом № 2 в переводе Джона Мильтона — за что эстетические (политические?) противники могли легко зацепиться. К тому же обращение Генделя, снискавшего славу нашумевшими операми, к чувствительной сфере духовной музыки воспринималось консервативной частью публики со стойким недоверием. В итоге, после первых исполнений столичная пресса писала о неподобающей светскости новой оратории. Не желая играть с огнем [веры], Гендель был вынужден изменить название с «Мессии» на «Новую священную ораторию», а затем и вовсе отменить часть концертов.
«АЛЛИЛУЙЯ» — САМАЯ ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ ОРАТОРИИ
С тем, что «Аллилуйя» — вершина произведения, сложно не согласиться. Как признавался сам Гендель, когда он завершил знаменитый хор, «открылись небеса» и он «увидел Творца». Другое дело, что со временем этот эпизод был освоен поп-культурой и превратился в своего рода музыкальный мем. Сегодня куда больше шансов услышать «Аллилуйю» как в составе саундтреков к рекламе и играм, сериалам и кино, от «Человека на Луне» Милоша Формана до аниме «Ночь на Галактической железной дороге».

#Виртуальныйконцертныйзал
#ЦентрПритяжение
#Скобелевка
#ПМО2023

Скобелевка МЕССИЯ 25 декабря 2023 (понедельник) 18:00 Оратория Георга Фридриха..